Дизайн интерфейса: как избежать типичных ошибок

21 мая
Евгений Григорьев UX/UI Lead, Анастасия Режепп, руководитель дизайн-студии DataArt
Дизайн интерфейса: как избежать типичных ошибок
Анастасия Режепп, руководитель дизайн-студии DataArt, и UX/UI Lead Евгений Григорьев делятся советами начинающим коллегам. Можно ли избежать стандартных ошибок, сверяясь с их универсальным списком? Как дизайнеру тренироваться и за счет вырываться вперед? Где искать образцы для подражания и отрицательные примеры, как общаться с более опытными коллегами?

Евгений Григорьев, UX/UI Lead в DataArt:

В первую очередь, нужно отметить, что нет того самого списка ошибок, который позволил бы новичкам полностью избежать фейлов в проектировании любой системы — будь то сайт, портал, стартап, мобильное приложение или что-то совершенно другое.

Однако, благодаря опыту, исследованиям и многочисленным статьям коллег по цеху со всего мира, я могу выделить ряд рекомендаций, с помощью которых возможно ускорить хождение по углям, тем самым ускорив процесс превращения новичка в более опытного дизайнера. Пожалуй, остановлюсь на тех, которые помогли мне, или с которыми столкнулся. Хочу затронуть фундаментальные принципы, а детали — отступы, шрифты и тому подобное — можно с легкостью найти в интернете или в базовом курсе.

Читай и впитывай информацию, как губка

Двенадцать лет назад это помогло мне быть впереди. Да, времена изменились, но именно в этом моменте мало что поменялось — люди не любят читать технические заумные книжки.

Если говорить про дизайн, изучай принципы, типографику, сетки. Это базовые вещи. Без базы стать хорошим дизайнером очень трудно. Но получив эту информацию, ты станешь на голову выше всех остальных. Потому что даже сейчас есть много опытных дизайнеров, которые не в ладах с типографикой, например.

Не стоит изобретать велосипед, если ты новичок

Что тут важно осознать, на мой взгляд,— не просто понять, а именно осознать, принять как данность и точку отправления. В первую очередь признайся себе, что ты новый в этом деле и опыта совсем немного. Лучше использовать на текущем этапе проверенные решения, которые работают. Разумеется, тебе очень хочется себя проявить, показать свою состоятельность, высказать мнение и сделать нечто крутое и будоражащее умы всего человечества. Но учти несколько моментов:

  • Все этого хотят, и конкуренция высокая. Тут есть лайфхак: хотеть — не значит делать, и большинство как раз и не делает: не изучает новые инструменты, опирается лишь на свой опыт, не оттачивает навыки. И вот это как раз твой шанс. Ты будешь впереди, если маленькими шагами по вечерам будешь постоянно учиться и совершенствоваться, консультироваться, создашь сообщество. Не обязательно высокими темпами, но, главное, регулярно. Рекомендую зайти на Dribbble/Behance/Awwwards и посмотреть, как и что есть в мире, как люди вообще проектируют, что пользуется спросом, какие работы и авторы популярны. Пересмотри внимательно под тысячу картинок на первый раз, и у тебя уже будет представление, какой стиль тебе близок, как делают и как не делают.
  • Посмотри на несколько сайтов о том, как делать не надо. Запомни. Посмотри на свой телефон и мобильные приложения в нем, на мобильные версии сайтов. Запомни.
  • А потом из всех знаний, что у тебя накопились, попробуй составить первые десять работ с хорошими паттернами, просто скопировав их. Так ты набьешь руку и поймешь свои слабости. А это уже шаг к успеху. Все просто. Хорош тот специалист, который может вовремя сказать «я не могу», чем тот, кто скажет «я могу все» и ничего не сделает. И заказчик это понимает. Используй готовые решения и опирайся на них в своей работе. Когда станешь поопытнее, сможешь создавать свои решения, которые вполне возможно будет использовать весь мир.

Учись работать с людьми, команда — это важно

Вряд ли ты делаешь сайт в одиночку. Особенно если ты рядовой дизайнер. Ты не пишешь код, не настраиваешь внутренние системы, безопасность и сетевой доступ. И все в таком ключе. Ты проектируешь (заметь, не рисуешь) саму структуру сайта и его будущий дизайн. А значит, тебе потребуется помощь менеджера, программистов, специалистов по продвижению, заказчика в конце концов. И потому очень важно уметь понимать цели каждого в этом непростом процессе. Если ты делаешь сайт в команде с известным дизайнером — это история, в которой вы просто делаете хороший продукт. И как правило, опыт твоего наставника сыграет ключевую роль. Тебе просто нужно делать простые маленькие шаги и не ошибаться, потому что это будет твоя инструкция, от которой зависит дальнейший рост. Выучишь базовые вещи — на тебя начнут рассчитывать. Пустишь этот процесс на самотек — будет очень трудно реабилитироваться. Это нужно понимать с самого начала.

Работая в распределенной команде дизайнеров, где поначалу трудно что-то отследить, потребуется внимательность и следование правилам игры, в которую все играют. Подход примерно тот же: следуешь инструкциям, наблюдаешь, учишься, не вступаешь в конфронтации.

Проектируя сайт в одиночку, ты не можешь быть просто дизайнером, к сожалению. Придется знать все аспекты, начиная с поиска клиента, сбора требований и эскиза на коленке до финального процесса имплементации. И это уже не совсем про новичков. Это про хардкорное и безжалостное поглощение знаний с сумасшедшими объемами информации и уровнями сложности. Это должно тебе нравиться, иначе не получится.

Я не знаю ни одного дизайнера, который сделал бы что-то хорошее, если бы не любил свою работу.

Не любишь делать то, что делаешь, — меняй работу

Тут все довольно просто. Путь от новичка до профессионала весьма тернист, и занимает, по моим наблюдениям, примерно десять тысяч часов упорного труда. На этом пути тебе встретятся люди, которые работают в другой сфере, но им так хотелось бы стать дизайнерами, что они всенепременно расскажут тебе, как должна выглядеть кнопка и почему. Придется анализировать эту информацию и учиться с ней работать. И это уже история не совсем про дизайн. Конфликты тут, к сожалению, — весьма частое явление.

Поэтому если у тебя проблемы с коммуникацией и стрессоустойчивостью, и тебе очень трудно дается такой нервный режим на протяжении всего времени работы над проектом, подумай, стоит ли оно того. Либо совершенствуй soft skills. Если ты все-таки решил пробить эту стену все равно, идем дальше.

Не бойся задавать вопросы и просить помочь

Если что-то непонятно, задавай вопросы. Спрашивай и не бойся, даже если на тебя будут смотреть как на идиота. Но спрашивай по-настоящему, а не для галочки. Когда придет время, люди обязательно заметят твой рост в твоих работах и вспомнят, что ты у них спрашивал и решил свою проблему. Это очень хорошо дисциплинирует, помогает работать со страхом и выходить из зоны комфорта.

Более того, если ты растешь от советов других, люди будут испытывать радость за тебя и от того, что их совет тебе помог.

Расширяй технический бэкграунд

Используй и изучай инструменты и фреймворки, конструкторы сайтов, готовые библиотеки компонентов и дизайн системы. Они дают хорошую базу и основу для понимания, как все устроено: по компонентам сайта, по тому какие есть стили, да и в целом кругозор расширяют. Tilda Education, к примеру, имеет потрясающий разбор ошибок дизайнеров для веб-страниц, именно с точки зрения отступов, типографики и тому подобного для базовых компонентов их продукта. У Google есть отдельная библиотека компонентов и гайдлайнов для дизайнеров по Material Design. Таких штук довольно много.

Этот навык также потребуется при работе в больших командах, когда вы делаете большой сайт для крупного заказчика, где все должно быть взаимосвязано. Ты сможешь отстаивать свою точку зрения, понимать, как это должно выглядеть, и контролировать качество своей работы и финального продукта.

Пробуй что-то новое и экспериментируй

Не используй только готовые решения. Это спорный момент, но в дизайне тренды меняются каждый год и быстро проходят. Если ты используешь только готовые решения, скорее всего всегда будешь позади.

Хочешь быть трендсеттером — обучись навыку создавать что-то новое и своими руками. Будь то новый компонент или новый тренд в дизайне. Как правило, к тому моменту ты уже будешь опытным дизайнером со стажем.

Анастасия Режепп, руководитель дизайн-студии DataArt:

Одна из главных ошибок новичков в дизайне сайта, да и любого интерфейса — неумение смотреть шире конкретной задачи и видеть будущее. Начали с home page, придумали, как все уместить в одну страницу, а тут вдруг появилось три новых раздела? Соорудили меню из пяти пунктов в горизонталь, а клиент подумал и решил, что пунктов должно быть семь? Нарисовали раздел «Контакты» с учетом одного офиса в Воронеже, а выяснилось, что офисов десяток по всему миру?

Избегать такого помогают три вещи: долгие годы в профессии, упорная тренировка, инструменты проектирования. Долгие годы трудно заполучить, будучи новичком, но  устроить себе тренировку— вполне. Мы терзаем практикантов вопросами типа «здесь нарисован вывод пяти тегов, а что, если их будет пятнадцать?», «куда пройдет пользователь, если нажмет на эту кнопку?» и так далее. Ну и, конечно, прежде чем вообще что-либо рисовать, всегда помогает составить майндмэп, карту сайта и прочие блок-схемы, на которых видна будет картинка целиком.