Виктор Андонов: «Да пребудет с вами сила»

Виктор Андонов: «Да пребудет с вами сила»
Глава центра разработки DataArt в Софии начинал карьеру в Институте космических исследований Болгарской академии наук. Потом Виктор переехал Америку, где работал в дирекции по использованию шаттлов НАСА. В день «Звездных войн» мы решили узнать у него, есть ли романтика в работе для космоса и смотрят ли космические инженеры фантастику.

— Что именно вы делали для НАСА? Это же не секретная информация?

— Для начала я бы привел несколько любопытных фактов о НАСА. Например, немногие знают, что последняя A в аббревиатуре NASA расшифровывается не как «агентство», а как «администрация». Обычно само это слово ассоциируется исключительно с бюрократией, но в том и ирония, что именно администрация отправила человека на Луну. И вернула обратно. Второй факт — среди специалистов НАСА только 10 % штатные сотрудники, остальные работают по контракту.

Когда я только приехал в США, то устроился на работу в компанию, строившую первую веб-платформу для сбора, анализа и представления данных — WebFocus (FOCUS здесь расшифровывается как For Ordinary Computer Users). Собственно, я контролировал создание и внедрение этого инструмента и говорю об этом не без гордости.

Примерно в 1997-м мы узнали, что Космический центр имени Кеннеди интересуется разработкой системы, способной интегрировать базы данных. С ее помощью инженеры смогли бы через интернет следить за некоторыми работами по подготовке космических шаттлов. Раньше эти работы выполняли штатные специалисты, а во второй половине 1990-х их решили передать подрядчикам.

Перед запуском шаттла всегда нужно выполнить ряд операций с каждым из трех его основных компонентов: орбитальным ракетопланом, внешним топливным баком и боковым твердотопливным ускорителем. Например, необходимо проверить системы жизнеобеспечения, гидравлики и охлаждения орбитального аппарата.

Новая система, названная Insight, позволила инженерам следить за отчетами тех, кто непосредственно работает с каждым компонентом шаттла. Сервер Insight работал на WebFocus и генерировал отчеты по 10 000 источников, а специалисты НАСА могли получить доступ к этим отчетам через WWW с помощью стандартного браузера (для 1998 года это было большим достижением).

В основном я работал удаленно из офиса в Нью-Йорке, зато мне довелось встретиться с удивительно талантливыми инженерами. Некоторые из них работали над оригинальным ПО телескопа «Хаббл».

Что касается секретов — НАСА финансируют американские налогоплательщики, и информация о ее проектах находится в открытом доступе. Многие изобретения, сделанные в НАСА, передали частным компаниям для гражданского использования.

О чем я не могу говорить, так это о том, что НАСА — не единственная организация в США, заинтересованная в освоении космоса.

— Есть ли романтика в работе в космической отрасли?

— Если не считать историй, которые мы рассказывали друг другу за стаканчиком по вечерам, романтических моментов было немного. Всем просто хотелось сделать работу в соответствии с требованиями, зафиксированными в спецификации.

— Вы мечтали о космосе в детстве?

— Конечно! В то время все о нем мечтали. Это было время стремления к невозможному и достижения целей, казавшихся нереальными. В 3-м классе я записался в кружок, где мы делали масштабные модели ракет. Вел его офицер, который позже прошел подготовку и стал кандидатом на роль первого болгарского космонавта.

— Смотрите ли вы фантастику и фильмы о космосе?

— Да, я смотрел очень многие! Некоторые великие фильмы вдохновили множество талантливых ребят связать жизнь с космическими исследованиями. Мои любимые — «Звездные войны», «Аполлон-13», «Космическая одиссея 2001 года», «Чужой», «Солярис», «Марсианин», «Близкие контакты третьей степени», «День независимости», «Планета бурь», «Космические ковбои», «Салют-7», «Марсианские хроники», «Гагагин. Первый в космосе», «Автостопом по галактике», «Кин-дза-дза!». Кстати, «Альф» — тоже интересный образец.

Трудно судить, насколько такие фильмы близки к реальности. Давайте учтем, что в большинстве изображенных в них мест мы пока не бывали.

Важно помнить, что технология и космическое пространство в некоторых фильмах служат всего лишь фоном. Нас захватывают, прежде всего, отношения между людьми (или гуманоидами), сам дух первооткрывателей, атмосфера товарищества и доверия, самопожертвование, способность героев анализировать критические ситуации и находить стратегию выхода из них (отличный пример — «Аполлон-13»).

— «Звездные войны» — особенная история?

— Я считаю «Звездные войны» величайшей сагой всех времен. Она покорила меня с первых минут первого же эпизода. Во многих отношениях этот фильм был революционным. Это, например, единственное кино, в начале которого нет титров с именами актеров — сюжет закручивается сразу же. Из-за этого Гильдия киноактеров США здорово попортила нервы Джорджу Лукасу. И больше такого не бывало! Поэтому говорю вам как инженер и джедай: «Да пребудет с вами Сила!»